Информация Банка России от 24 апреля 2023 г.
Информационное письмо Банка России от 24 апреля 2023 г. N ИН-03-59/31
Банк России сообщает, что предложил банкам механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию. Этот механизм закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков - физических лиц при урегулировании задолженности.
Как поясняет ЦБ РФ, зачастую заемщики имеют потребительский кредит и ипотеку в разных банках. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом.
Применение стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон.
Заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и другими сложностями, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты. Эти банки смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
Соблюдение стандарта на первом этапе будет добровольным, чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст. Кредиторы, которые решат к нему присоединиться, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.